Сегодня в смт Кореїз 28.03.2024

Исмаилизм — самое загадочное течение ислама

Автор: Дэнни Кут.Читайте ранее:Сказ о том, как ислам раскололся на суннизм и шиизмШиитские секты исламаНаиболее интересной и загадочной сектой шиизма является исмаилизм, который в своей догматике так далеко отошел от изначальных канонов ислама, что некоторые исследователи вообще выделяют его в отдельное вероучение.Изначально исмаилиты представляли собой очередную группировку вокруг очередного претендента на шиитский имамат. Все началось в 760 году, когда шестой имам Джафар ас-Садик лишил своего старшего сына Исмаила права наследования. Скорее всего, он сделал это, опасаясь за свою жизнь, ибо вокруг дорогого сыночка стала сплачиваться нехилая такая ОПГ, желавшая навалять суннитским халифам, отнять все и поделить (сторонники Исмаила ратовали за обеспечение социально-экономического равенства всех мусульман). Такой сценарий не очень вязался с планами отца, спокойно жившего в Медине на халифские пособия. Обиженный Исмаил умер в 762 году. Или же он был убит? Имам Джафар публично демонстрировал в главной мечети Медины труп Исмаила, чтобы показать, что больше сражаться не за кого, пусть расходятся по домам и хорошо себя ведут. Новоявленные исмаилиты заявили, что Исмаил жив, но скрыт Аллахом до поры страшного суда. Исходя из этого, они объявили Исмаила седьмым имамом, а восьмому не бывать. Хотя нашлись и такие, которые провозгласили седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммеда, аргументируя это тем, что Исмаил все же мертв – все видели его труп в мечети. Однако Мухаммеда постигла та же участь, что и отца – он был убит заговорщиками скрыт Аллахом в качестве Мессии до лучших времен. Джафар ас-Садик со своими учениками.Новоявленные исмаилиты разбрелись по всему Халифату и организовали четкую иерархическую систему для подпольной борьбы с Аббасидскими халифами. Их тайные отделения располагались во всех мусульманских землях. От Марокко, отделившегося от Халифата под властью зейдистской династии Идрисидов до Персии, в которой сепаратистские династии сохраняли лишь формальное подчинение багдадскому халифу. До поры до времени они не вели активной деятельности, а лишь врывались в древние библиотеки, которыми кишели земли Сирии, Палестины, Ливана, Персии, Египта и тырили древние манускрипты зороастрийцев, манихеев, первых христиан и даже греческих философов (спасибо наследию Византии). Благодаря этим книгам они выработали особое мировоззрение, речь о котором пойдет несколько позже. Промотавшись по Халифату около столетия и, понабравшись уму-разуму, исмаилиты начали действовать. Как обычно, все началось с рождения ребенка под именем Али. Произошло это в 873 году в сирийском городе Саламия, являвшегося центром исмаилитского движения. Он был потомком последнего седьмого скрытого имама Мухаммада ибн Исмаила в седьмом колене. Его отец аль-Хусейн был фактическим лидером исмаилитов, хотя титул имама не носил, так как тот был застолблен за крытым Мухаммедом ибн Исмаилом. Однако отец Али погиб, когда мальчику было всего 8 лет, и движение возглавил его дядя Мухаммад ибн Ахмад, взявший на себя также опеку за Али. Впоследствии Али женился на его дочери, которая родила ему сына Аль-Каима, сыгравшему в дальнейшей истории далеко не последнюю роль.В 899 году Мухаммед ибн Ахмад умер, власть над исмаилитами перешла к Али. Слегка обнаглев, он велел разослать во все собрания исмаилитов весть о том, что принимает на себя титул имама под именем Убейдаллаха аль-Махди. Иными словами, он заявил, что исмаилитский цикл, в отличие от имамитского, состоит из семи рождений. То есть, являясь потомком последнего имама Мухаммеда в седьмом колене, он как бы есть его воплощение и новый имамом во плоти с правом передачи имамата своему сыну Аль-Каиму. Большая часть исмаилитов послали его к Шайтану и отказались признавать подобные наглые заявления. Они обособились в секту карматов и продолжили ждать второго пришествия настоящего аль-Махди - Исмаила/Мухаммеда, кому кто больше нравился. В дальнейшем они построили свои утопические общины с намазом и гуриями в Бахрейне (восточная Аравии) и Мултане (современный Пакистан). Они ни чем особенным себя не проявили и были сметены с лица истории к середине XI века.Теме временем исмаилиты, признавшие имамат Убейдаллаха, начали действовать. Правда, не спросив Убейдаллаха и не договорившись между собой. Восстание в Сирии под руководством Зикравайха в 901-903 годах закончилось полным разгромом от войск багдадского халифа. Убайдаллах изначально отказался поддержать сомнительную инициативу и уехал в Палестину, откуда бежал в Египет, преследуемый войсками халифа, которым после восстания был отдан приказ доставить голову вновь образовавшегося шиитского имама ко двору Аббасидского халифа. Под видом купца, в составе каравана, он с семьей бежал от преследователей в Ифрикию (современные Ливия и Тунис), в то время находившуюся под властью династии Аглабидов, признававших власть багдадского халифа лишь формально. Тогда же в странах Магриба (обозначение мусульманских стран Северной Африки западнее Египта) вел активную деятельность исмаилитский проповедник Абу Абдаллах, с которым Убейдаллах связался в Триполи через гонца. Он благословил Абу Абдаллаха на священную войну против Аглабидов, защищавших власть Аббасидских халифов, а сам от греха подальше с караваном ушел через Сахару в Марокко, где поселился в городе Сиджильмасе под видом купца в 905 году, продолжая дистанционно руководить действиями повстанцев Абу Абдаллаха. Костяк его армии составляли берберы из племени кутаба. К 909 году они разгромили державу Аглабидов и взяли под контроль всю Северную Африку за исключением Марокко, находившегося под властью Идрисидов и пары местных династии, а также Египта, входившего в состав Аббасидского халифата. Опасающийся за свою жизнь и трон, правитель города Сиджильмаса вычислил по IP подозрительного купца Убейдаллаха и заключил его в темницу. Тогда войска под командованием Абу Абдаллаха отправились на запад, по пути разгромив хариджитское Государство Рустемидов в Тунисе и упрочив свою власть над Алжиром. В августе 909 года Убейдаллах был выпущен повстанцами из тюрьмы, а в январе 910 года провозглашен халифом нового исмаилитского государства - Фатимидского Халифата, получившего свое название в честь дочери пророка Мухаммеда и жены Али, от которой якобы ведет свой род династия исмаилистских имамов. Вскоре Убейдаллах избавился от Абу Абдаллха, казнив его по обвинению в заговоре. Этот поступок повлек за собой восстания берберов по всей новой державе, а также бунт хариджитов в союзе с суннитами в Тунисе и смещение фатимидского наместника в мусульманской Сицилии, которая перешла к Убейдаллаху в качестве владения Аглабидов. Долгие годы понадобились новому государству для преодоления внутренних проблем, так как в регионе помимо столкновения различных течений шиизма, произошло извечное рубилово берберских племен с арабами и друг с другом. В разгоне многих несанкционированных митингов Убейдаллаху помогал его сын – Аль-Каим. После того, как стабильность восторжествовала, Идрисиды в Марокко признали власть исмаилитского имама, а Сицилия оказалась плотно привязана к африканскому берегу незримыми нитями, Убейдаллах основал свою новую столицу – город Махдия неподалеку от Туниса.Неудачные походы на Египет, находившийся под властью Аббасидов, совершал еще Убейдаллах и его сын Аль-Каим, однако полностью подчинить плодородные земли Нила воле фатимидского халифа удалось лишь его правнуку Аль-Муиззу. В 969 году стотысячная армия берберов и магрибских арабов, поддерживаемая египетскими шиитами, вошла в страну и без особого сопротивления разгромила войска слабеющего Аббасидского Халифата. Новый правитель снискал расположение своих подданных тем, что велел забить все рынки Египта дешевым хлебом из сицилийского зерна, а также основал новую величественную столицу Фатимидов – Каир, куда торжественно въехал в 973 году. Через год он повел свою армию на восток, где занял Палестину, Сирию и даже священные города Медину и Мекку. Так начался блистательный период Фатимидского Халифата. Теперь замолвлю пару слов о догматике исмаилитов, которая представляет огромный интерес, ибо является типичным представителем антисистемы этноса в теории Л. Н. Гумилева. Итак, в новой столице начала функционирование так называемая Каирская Ложа, представлявшая из себя тайную организацию с филиалами по всему мусульманскому миру от Марокко до Хорезма. Курс посвящения в исмаилитское учение состоял из девяти ступеней. Сначала адепты культа высматривали в медресе способных молодых людей и сбивали их с толку провоцирующими вопросами, доказывающими нелепость содержания Корана. Например, зачем бросать камни рядом с Каабой, когда обходишь ее во время хаджа или почему в утреннем намазе и в дневном разное количество поклонов и прочая, прочая. В классическом исламе положения Корана и предписания пророка как-то не принято обсуждать, поэтому у опрашиваемого случался неиллюзорный такой сбой системы. Юноша, желавший получить ответы на столь волнующие вопросы, должен был поклясться учителю в своей верности и полном повиновении. Далее его ждали долгие годы срывов покровов, досконального изучения Корана вместе с трудами древнегреческих философов и эзотерических книг древности, некоторые из которых восходили еще ко временам фараонов, а также выполнение странных и порой опасных поручений своих учителей. В результате, на девятой ступени они узнавали, что вообще-то ислам, его запреты и предписания не имеет под собой никакого смысла, кроме как отвлечения масс от своего нищенского положения. Исмаилиты утверждали, что Коран обладает двумя смыслами: «захир» (внешний) и «батин» (скрытый). Соответственно, исмаилитская илита может трактовать Коран так, как ей сегодня заблагорассудится, не соблюдать обязательные посты, молитвы и даже элементарные заповеди о добре и зле. Кроме того, они утверждали, что пророки и их слова – это ширпотреп для быдла, а вот тру илита живет по идеям философов вроде Ницще и Шопенгауэра Платона и Аристотеля. Еще исмаилиты были чистой воды агностиками и подвергали сомнению любое знание, не могли назвать его истинным. Истинным может быть лишь знание, исторгнутое из уст исмаилитского имама из династии Фатимидов, которому исмаилиты выражают полную покорность и стремятся к его власти над всем миром. Так вот на примере исмаилизма я продемонстрировал, что есть антисистема по Гумилеву. Это группа людей в этносе или суперэтносе, отрицающая нормы морали, понятия о добре и зле. Обычно ее появление говорит о начале разлома в существовании этноса и ведет к его скорому вырождению. Собственно, это и произошло в будущем с арабами. На первых порах Фатимидские халифы достигли больших успехов в борьбе с Багдадом при помощи своей беспринципной политики, но впоследствии антисистема начала гнить и рушиться изнутри из-за аморального отношения к жизни управленцев на всех уровнях. В итоге Фатимидский Халифат был разгромлен полоководцем из новой курдской династии Айюбидов Салах ад-Дином в в 1171 году, в самый разгар крестовых походов. Это стало необходимо, потому что Фатимиды открыто сотрудничали с крестоносцами. Саладин уничтожил антисистему и вернул суннитское вероисповедание на земли Сирии, Палестины, Хиджаза, Египта и Магриба, но было уже поздно, ибо с востока двигались новые этносы турок-сельджуков и монголов, призванные отправить арабов на задворки истории вплоть до XX века.В следующей главе речь пойдет о сектах исмаилитов — низаритах, более известных под именем ассасинов.Автор: Дэнни Кут.Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_280882Пост с навигацией по КотуА ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!Подробный список пришедших нам донатов вот тут.Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты! Следующий пост по этой теме обещает выйти завтра примерно в то же время!

По материалам: https://pikabu.ru/story/ismailizm__samoe_zagadochnoe_techenie_islama_8204522

Смотрите также